Мы не знаем, когда музею «Русский Левша» дадут разрешение принимать посетителей, но очень надеемся, что по записи, с ограниченным допуском, начнем принимать посетителей в июле. Музей не может жить без средств жизнеобеспечения, чтобы жить музей должен работать.
Страшное слово – блокада. Изоляция в условиях пандемии дала возможность почувствовать, что такое режим ограничения. Хотя нынешняя ситуация очень далека от той, которую пережили люди в блокадном Ленинграде в кольце смертельного голода, холода, под непрерывными бомбежками, когда родной дом на глазах превращается в руины, рядом мама, сестры и братья – и буквально через мгновение нет никого. Есть хлебная карточка, но в стылой постели невозможно пошевелиться и нет сил встать, чтобы пойти и получить свой грамм жизни, нет воды и дорога к реке – путь в один конец, последний путь. Дети блокады всю жизнь живут с тяжелой раной в памяти.
Мы приступаем к монтажу выставки «Была война, была блокада… была Победа!», которая была запланирована нами в мае, к 75-летию Великой Победы. Откроемся символично – Победой, картинами из соломки студии флористического дизайна «Волшебная соломка» Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Культурно-досуговый комплекс «Красносельский»» под руководством Г. П. Энгельке.
Георгий Павлович Энгельке родился в 1936 г. в г. Ленинграде. Отец мальчика прошел всю войну до Берлина, мать, опухшая от голода, в осажденном городе боролась за жизнь детей. Бомбежки, бомбоубежища, закутанные изможденные люди, разрушенные дома блокадного города, раненые, уходящие на фронт военные отпечатались в памяти Георгия Павловича. Его эвакуировали из блокадного Ленинграда по Дороге жизни весной 1942 года.
Более сорока лет Г. П. Энгельке делает картины из соломки, теплого, сиятельного природного материала, наделенного мощной энергией, силой жизни и роста зерна хлебного колоса. Процесс воплощения художественного замысла очень трудоемкий: нужно не только выбрать подходящую солому, но и правильно ее распарить, наклеить, а в завершении всего пройтись утюгом. Увлечение работой с соломой пришло к Георгию Павловичу как озарение после знакомства с выставкой агронома Уманова в Этнографическом музее в 1976 году. Тогда в экспозиции мастера, вопреки времени воинствующего атеизма, были представлены великолепные картины с православными храмами. С тех пор народное декоративно-прикладное искусство стало главным увлечением и способом творческого высказывания и Георгия Павловича. Темы разные: «Экология», «Мир животных», «Литературный Петербург», «Творчество и вдохновение», «Пушкиниана», «Исторические памятники Северо-запада», «Республика Карелия», «Малиновый звон», «С чего начинается Родина», «Мир искусства», «Мой город», «Соломенные миниатюры», «Цветочная мозаика», «Мир сказок», «Великая Отечественная война». Особая тема – «Блокада».
Проведено более 190 выставок и 60 мастер-классов в Санкт-Петербурге, Москве, Полярных Зорях на Кольском полуострове, во всех городах Ленинградской области, а также один раз во Франции и 3 раза в Великобритании. Возраст участников проекта от десяти до девяносто лет. Студия флористики «Волшебная соломка» – участник и Лауреат районных, городских, Всероссийских конкурсов и фестивалей. В октябре 2019 года Г. П. Энгельке награжден Дипломом «За лучший кураторский проект» на Межрегиональном этапе смотра-конкурса «Салют Победы» в Твери. Мастер считает, что соломка очень мирный художественный материал с массой выразительных оттенков, которые позволяют создавать в композициях любое настроение, и образы получаются красноречивыми до остроты. Так желтизна соломки вдруг ассоциируется с пожелтевшей от времени бумагой письма с фронта или напоминает застиранную и выгоревшую на солнцепеке солдатскую гимнастерку, опаленную войной, а может – закопченную буржуйкой фотографию на стене родного дома… Монохромность в работах делает их похожими на старые фотографии. Часто эксперименты дают неожиданные эффекты, вызывающие яркие эмоции у проникновенного зрителя.
Большая часть конкурсной коллекции будет представлена на художественной выставке «Была война, была блокада… была ПОБЕДА!» в музее «Русский Левша». Участники экспозиции, среди которых есть и дети блокадного Ленинграда, подготовили презентации своих картин, практически каждый сюжет сопровождается интересным авторским рассказом, объемно раскрывающем незримые и очень интересные детали и факты, содержит исторические сведения. На открытии планируется концерт песен военного времени. Желающие попасть к нам должны записаться заранее, количество участников будет ограничено строгим регламентом, внесенные в список должны подтвердить свое намерение, чтобы в случае изменения планов дать возможность попасть другим. В музее вводятся новые правила просмотра, которые будут опубликованы в группах музея и на сайтах Союза творческих деятелей «Международная Гильдия Мастеров».
Копия, выполненная из соломки.
Автор оригинала – Анастасия Фролова. “Блокадное детство”. Холст, масло. 2015 г.
Вместо заключения непременно следует сказать о том, что Г. П. Энгельке охотно делится накопленными знаниями, большинство его учеников уже через три месяца обучения хорошо понимают особенности природного материала, главные приемы работы и создают художественное произведение своими руками самостоятельно.
Санкт-Петербург, ул. Итальянская, д. 35 Тел. для справок: +7 921 9152172 – Татьяна Ковша, +7 911 8199897 – Валентина Бабичева. WhatsApp/Viber: +7 962 3834273