За три дня до весны – 25 февраля в 17 часов Союз творческих деятелей Международная Гильдия Мастеров и Музей игрушки откроют в музее «Русский Левша» (Санкт-Петербург, ул. Итальянская д 35) потрясающе образную, содержательную выставку авторских кукол «Непричастный оборот».
Идея проекта «Непричастный оборот» появилась ранней весной печально памятного 20-го года, в преддверии смутных времен, когда еще не Началось», но некая нота нехорошего возбуждения уже носилась в воздухе. Группа художников задумалась, в чем бы им поискать опоры и утешения. Конечно, в великой русской литературе, повествующей прицельно и преимущественно именно о тяжелых временах! Сначала думали сделать кукол и, когда снимут все карантины и ограничения, пргуляться с ними по вольным улицам города. Так родился проект «Посткарантинного литературного шествия», превратившегося потом в «Петроградский миракль» и нынче обернувшийся «Непричастным оборотом». Родился и зажил сам по себе, познавая мир и испытывая, как водится, родителей на прочность. В нем представлена главным образом кукла, кукольная скульптура. Сделать портретную куклу любимого автора – это очень хороший способ объясниться в любви. Сделал, обнял и любишь. А также прекрасный способ отомстить. Делая, высказал писателю все, что накопилось за эти годы любви. Так он и живет теперь весь в отпечатках художественного решения твоей любви, прям как ты в свое время – вышел в большую жизнь несколько покореженный воздействием неумеренного юношеского чтения бессмертных произведений. Теперь вы квиты. Эти работы, куклы, портреты – не карикатура и не анекдот. Но и не выхолощенные и выглаженные, щедро замазанные сверху бронзой чучела с урока литературы. Каждый из образов тщательно выверен, любая деталь тут неслучайна, отсылает либо к конкретному эпизоду произведения, либо к деталям биографии писателя. Мастера, кстати, очень старались не педалировать именно тему темных моментов биографий, так называемых «пороков». Но совершенно не оттого что такие уж ярые адепты непорочности, а просто -как в анекдоте – «но мы их любим не за это!». И вот тут тот самый аспект анекдотичности, который все же применим к проекту. Осуществлялась работа в большой степени с пространством мифа. Что было на самом деле, что вошло в официальные жизнеописания, что запомнилось конкретному бывшему ученику из школьной программы, а что смело гуляет в широких массах, умах и представлениях? Это все такие цветные стеклышки, линзочки, через которые мы смотрим на любую легенду. И вот со светом от этих линзочек, их бликами, наслоением, искажением оптики нам и хотелось поиграть. Поэтому получился очень личный, любовный, но и беспощадно острый взгляд. Вот это ухо у нас за гениальность, этот рукав за алкоголизм, на спине вышивка потому что он картежник, тут под воротником роза потому что он так любил жену, так любил! А это оградка, ну это совсем просто, он же в Москве родился… Не случайно первопроходцем стала кукла – оживший памятник Достоевскому. И пусть гуляет! Вернуть прогулки, жизнь, воздух, веселье, вернуть надежду. Проект развивается, дополняется, какие-то работы уходят, приходят новые. В это время вводятся ограничения, снимаются, изобретаются вакцины, художники-участники испытывают разнообразные приключения в сфере здоровья и медицины. И это тоже дает дополнительное цветное стеклышко, уточняет оптику. Еще один слой смыслов, личного отношения. Это не хорошо и не плохо, не радостно но и не грустно, это такой оборот, который все приняло помимо нашей воли, очень исторически обусловленный, очень литературоцентричный, причастный? Да ничего подобного, совершенно непричастный оборот!
С вами поделилась – куратор проекта Ирина Москвина.
Особая благодарность за содействие в организации экспонирования художнику Елене Павловой-Потаниной.
Первое представление задуманной выставки работ из коллекции «Непричастный оборот» состоялось уже сентябре в Санкт-Петербургском Музее Игрушки (наб. Карповки 32) . Эта выставка адресована широкому кругу читателей. Именно читателей, не зрителей. Потому что «в оборот» тут попала ни много ни мало – Ее Священное Величество Русская Классическая Литература. Та самая, которую все безмерно уважают, но зачастую предпочитают держаться от нее на безопасном расстоянии. Ты маленький, тебя выгнали с урока за какие-то прегрешения, ты бредешь пустым гулким коридором, а со стен осуждающе смотрят Они – Классики. Они твои враги. Их надо учить наизусть. Их надо излагать. За них снижают балл за недостаточную выразительность. Плюнуть бы им за это в очкастые, заросшие бакенбардами казенные глаза жеваной промокашкой, да вот беда – вся промокашка уже выплюнута в классе, за что и был изгнан. По ногам дует. Шерстяная форма колется. Завтра опять литература, чтоб ее!.. Не секрет, что именно такие чувства надолго, если не навсегда остаются у многих бывших школьников. И задача выставочного проекта «Непричастный оборот» – переломить эту ситуацию. Конечно, заставить полюбить или «осчастливить насильно» – невозможно. Миссия проекта состоит в том, чтобы познакомить читателей, зрителей с живой, трепетной, нежной и злой, настоящей стороной литературы. Художники Санкт-Петербурга создали ряд арт-кукол, объектов, графических композиций, которые показывают, рассказывают, изображают русских писателей 19-21 века. И изображают с самых разных, неожиданных, непарадных сторон. Тут есть и портреты, но это не отретушированные до неузнаваемости глянцевые картинки. Писатели тут выходят к аудитории без прикрас, не скрывая своих пороков, тайных страстей, сомнений и слабостей. Но это и не скандальные разоблачения в духе желтой прессы, смакования сомнительных деталей. Каждая работа выполнена с огромной любовью и уважением. Иногда это спор, диалог, полемика. И самое главное – все объекты сделаны на основе глубочайшего погружения в материал, изучения не только творчества, но и биографии поэтов и прозаиков. Каждая деталь здесь не случайна, несет смысловую нагрузку. Каждую куклу можно разгадывать как ребус, в них зашифрованы и сцены из произведений, и детали личной жизни, и взгляды и убеждения – религиозные и политические. Благодаря этому в музее можно проводить квесты, «угадайки», где внимательный читатель-зритель с радостью будет находить знакомые моменты. А вот совершенно далекие от литературной темы люди узнают много нового, захватывающего, поданного в самой парадоксальной манере. И наверняка, вернувшись домой, захотят сличить свои впечатления с первоисточником. И раскрыв страницы книги, прочтут ее уже совсем другими глазами, без чувства принуждения, «обязаловки» и скуки. И если организаторам и участникам проекта удастся таким образом вернуть читателю писателя, вернуть живым, полнокровным, неоднозначным и приглашающим к долгому, интересному разговору – главная задача будет выполнена и нам можно поставить «зачет» по «литературе».
Выставка будет работать до 3 апреля по расписанию и билетной программе музея «Русский Левша». Согласно распоряжениям Роспотребнадзора вход в выставочный зал и на презентацию возможен только при наличии QR-кода и маски. Маленький музей некоммерческой организации работает в режиме ограничения и не имеет средств на погашение штрафов, иссякли нервные ресурсы на споры со зрителями несогласными с законом, принятым в Санкт-Петербурге в ситуации затянувшейся пандемии. Представители СМИ должны о желании принять участие в вернисаже должны оповестить заранее – тел. для справок +79118199897, 8(812)3218897, сайт музея:
www.chudomuzey.ru e-mail
3128897@gmail.com e-mail:
queen-iron@yandex.ru.